Дублируем статью из "Газеты ТСЖ и ЖСК"

Отвечает генеральный директор экспертной организации по лифтам ООО«Инжсервис», эксперт системы экспертизы промышленной безопасности Сергей Владимирович Метцгер.

Вопрос № 1. Кто является владельцем лифтов?

Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос более полно разберемся, кто является собственником лифтов? Согласно ст. 36 п. 1 (Жилищный кодекс Российской Федерации) собственником лифтов являются собственники помещений в многоквартирном доме, согласно общей долевой собственности помещения в данном доме. Владельцем же лифтов исходя из вышесказанного и на основании п.12.1. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) является сам собственник здания, либо его представитель (Управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, иной специализированный потребительский кооператив).

Владелец лифта обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Рассмотрим понятие «эксплуатация лифта». Эксплуатация лифта включает в себя:

  • а) транспортирование;
  • б) хранение;
  • в) использование по назначению;
  • г) планово-предупредительные ремонты.

Обратимся к п.12.2.2. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и увидим, что система планово-предупредительных ремонтов включает в себя:

  • а) систему технического обслуживания, состоящую из периодических осмотров, текущих ремонтов, аварийно-технического обслуживания.
  • б) систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования); модернизации при эксплуатации.

Итак, согласно вышеизложенному можно выделить 3 основных обязанности Владельца при эксплуатации лифтов:

  • 1) использование по назначению, хранение лифта;
  • 2) контроль за содержанием лифта в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию.
  • 3) осуществление системы планово-предупредительных ремонтов лифта.

Вопрос № 3. Может ли ремонтная по лифтам организация взять на себя всю полноту ответственности за организацию эксплуатации лифта?

Ответ:Нет, так как не является и согласно статьи 161 Жилищного кодекса РФ не может являться Владельцем (представителем Собственников) лифтов.

Вопрос № 4. Кто должен оплачивать услуги за техническое обслуживание лифта, капитальный ремонт и сколько это стоит?

Ответ:Для того чтобы ответить на этот очень важный вопрос, для начала необходимо расшифровать, что входит в систему технического обслуживания лифта и в систему восстановления ресурса лифта (работы капитального характера).

Обратимся к п. 12.2.2. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и попробуем перевести язык нормативного документа на понятные нам обывателям термины. Для простоты восприятия сделаем это постатейно:

Система технического обслуживания состоит из:

  • а) периодических осмотров – т.е. осмотров имеющих постоянный, периодический характер. Например: ТО-1, ТО-2, ТО-3, ежегодный ремонт, периодическое техническое освидетельствование, ежесменные осмотры лифтерами.
  • б) текущих ремонтов – т.е. ремонтов, поддерживающих узлы и механизмы лифта в исправном состоянии в порядке текущего использования лифта по его назначению. Например: замена выключателей безопасности, контакторов, реле, электрических выключателей, этажных переключателей, предохранителей и т.п.
  • в) аварийно-техническое обслуживание – работы по освобождению пассажиров из остановившихся лифтов и пуск остановившихся лифтов в работу, в том числе в выходные и праздничные дни.

Система восстановления ресурса лифта состоит из:

  • а) капитальных ремонтов (замена оборудования) – т.е. ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
  • Например: замена шкивов, канатов, редуктора лебедки, электродвигателя, ремонт купе кабины, установка дополнительных устройств, приборов, замена створок дверей лифта, пружинных и балансирных подвесок кабины (перечень согласно п.3.6.3. Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов).
  • б) модернизация при эксплуатации – это обновление, усовершенствование узлов и деталей, обеспечивающее их новый качественный технический уровень и восстанавливающее полный или частичный срок службы лифта.

Исходя из вышесказанного следует, что система планово-предупредительных ремонтов состоит из двух систем! Теперь разберемся, кто должен платить за планово-предупредительные ремонты, и как обстоят дела с оплатой сейчас? Согласно статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать работы по текущему и капитальному ремонту общего имущества, тем самым на «жителя» ложится бремя платы не только за текущий ремонт (технического обслуживания лифта), но и за капитальный ремонт (восстановление ресурса лифта).

На сегодняшний день в тариф за содержание и ремонт лифтов, утвержденный городским советом депутатов г. Красноярска (Решение № В – 268 от 26.12.2006г.) составляет 2,63 коп. за один кв.м. жилого помещения, включены затраты только текущего характера, а именно работы за «систему технического обслуживания лифта». Из этого следует, что работы капитального характера на лифтах должны оплачиваться собственниками жилых помещений дополнительно.

Вопрос № 5. Включены ли затраты по периодическому техническому освидетельствованию лифтов; диагностическому обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы в тариф на техническое обслуживание лифтов? Сколько это стоит?

Ответ. Периодическое техническое освидетельствование проводится на основании п. 11.5. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов). Периодическое техническое освидетельствование относится к периодическим осмотрам лифтов и тем самым является составной частью системы технического обслуживания лифта и соответственно включено в тариф 2,63 руб. кв.м.

Работы по диагностическому обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы не имеют периодический характер, проводятся только по истечении назначенного срока службы (согласно ГОСТ 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия» он составляет 25 лет), данный вид работ является разовым и не запланированным, аналогично работам по восстановлению ресурса лифта. Из этого следует, что работы по диагностическому обследованию лифтов, отработавших нормативный срок службы не включены в затраты не техническое обслуживание лифтов.

Сколько эти работы стоят? На сегодняшний день цена на периодическое техническое освидетельствование одобрена независимой финансовой аудиторской компанией, была включена при расчете тарифа на техническое обслуживание лифта 2,63 руб. кв.м. и составляет 2383 руб. 26 коп. за один лифт на 9 остановок в год, что в переводе на один месяц составляет 198 руб. 60 коп. Но подчеркну, что работа по периодическому техническому освидетельствованию лифта делается один раз в год.

Цена за диагностическое обследование согласно расчетам на основании нормативных документов составляет около 11 000 руб. за один лифт на 9 остановок.

Вопрос № 6. Какие организации имеют право проводить периодическое техническое освидетельствование лифтов, диагностические обследования лифтов, отработавших нормативный срок службы? Что может произойти, если вовремя не провести периодическое техническое освидетельствование или диагностику?

Ответ: Проведение вышеуказанных работ осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию органов Ростехнадзора на право проведение таких работ. Кроме того, данные предприятия должны иметь аккредитацию в системе НТЦ «Промбезопасность» и сертификат соответствия НА СРО «РУСЬЭКСПЕРТЛИФТ» как экспертная организация по лифтам.

На основании п.12. ПБ 10-558-03 (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) лифты не прошедшие периодическое техническое освидетельствование и/или диагностическое обследование, должны быть выведены Владельцем (эксплуатирующей организацией) лифтов из эксплуатации. В противном случае лифты выводятся из эксплуатации органами Ростехнадзора с последующей передачей материалов в суд.

Если же на этот вопрос взглянуть с другой стороны, то при эксплуатации лифтов не прошедших периодическое техническое освидетельствование и/или диагностическое обследование при возникновении инцидента, аварии в результате разрушения металлоконструкций лифта или несчастного случая с пользователями лифта вся ответственность, в том числе и уголовная, ляжет на владельца лифта (эксплуатирующую организацию).

Вопрос № 7. В подъезде установлено 2 лифта, как в этом случае жители должны оплачивать услуги по техническому обслуживанию лифтов?

Ответ: Согласно постановлению Горсовета (Решение № В – 268 от 26.12.2006г.) тариф в размере 2,63 руб. кв.м. берется за лифт, т.е. за один лифт! В данном подъезде жители должны оплачивать двойной тариф – 5,26 руб. кв.м. Работы же по восстановлению ресурса лифта оплачиваются отдельно.

Вопрос № 8. Я житель крайнего этажа, у меня в квартире постоянно досаждает шум от работы лифта. Объясните, кто за это должен отвечать, ремонтные по лифтам организации?

Ответ: Есть такая проблема, но взваливать всю вину на лифтовиков я бы не стал. Почему? Дело в том, что согласно ГОСТ 22011-95 (Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия) шум от работы должен находиться в жестких нормах и измеряется этот шум в машинном помещении лифта и в кабине лифта, но не в квартире.

Если показатели шума от лифта в машинном помещении и кабине укладываются в нормативы (ГОСТ 22011-95 «Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия»), то вина за повышенный шум от лифта перекладывается на строителей. В данном случае, скорее всего причиной шума могли стать тонкие стены или ошибки в проектировании.


Заказать звонок

Ваше имя:*
Ваш телефон:*
CAPTCHA
Поля со * обязательны для заполнения!

Задать вопрос

Ваше имя:*
E-mail:*
Вопрос:*
Поля со * обязательны для заполнения!
Строй-контакт Строй-контакт — производство подъёмников и лифтового оборудования для предприятий и частного сектора.